Акустика — именно тот компонент аудиосистемы, который непосредственно производит звук, попадающий в наши уши. Понятно, что чем дороже акустика, тем качественнее воспроизводимый ею звук. Казалось бы, вложитесь в дорогую акустику и будет Вам счастье? А вот и нет!
Почему акустика не всегда звучит качественно
Акустика (звуковые колонки) — относительно простой электронный прибор. В нем излучатель колеблется с частотой, подаваемой на него усилителем. Как ни странно, но эта простота на практике оказывается гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Потому что акустика (как наука о распространении механических колебаний) гораздо сложнее. Акустические волны, которые могут быть периодическими или гармоническими (звуки, и их сочетание — музыка) тонут в хаотических (шум). А некачественные звуковые колонки наряду с воспроизведением музыки, порождают гораздо больше искажений, гармоник, по сути — шума. Чем качественные, в которых лишние, неполезные с точки зрения музыки, сигналы заглушаются.
Почему цена лишь косвенный признак качества акустики
Итак, деньги, потраченные на выпуск и продажу звуковых колонок (акустики) могут быть пущены на полезное с точки зрения качества звука дело. Например:
- улучшения качества излучателя звука (добротности динамика), подвеса, эффективности магнита;
- оптимизация разделительных фильтров отсекающих не нужные конкретному динамику частоты;
- улучшение качества конструкции звуковой колонки (так называемый, кабинет акустики);
- демпфирование корпуса акустики (набивка поглотителем колебаний);
- укрепление кабинета акустики (утолщение стенок, особенно передней панели с движущимися излучателями, помещение внутрь корпуса распорок);
- увеличение количества воспроизводящих динамиков (уменьшает искажения из-за попадания звуковых частот, которые не могут быть качественно воспроизведены этим излучателем);
- внедрение современного, более технологичного производственного оборудования.
А еще деньги могут быть потрачены на неполезные для звучания акустики цели:
- реклама товара (особенно того, который плохо продается из-за низкого качества звука);
- придание эксклюзивного товарного вида;
- сервисное обслуживание (тем дороже, чем хуже качество изделий);
- содержание персонала отделов продаж и розничной сети
- прочие расходы (неэффективная работа персонала, неадекватные зарплаты, бухгалтерский учет и т.п.).
Вот и выходит, что две пары акустики разных моделей даже одного производителя, которые стоят для покупателя примерно одинаково, играют с разным качеством звука.
В одних колонках все сделано качественно и людская молва помогает покупателям их хорошо раскупать. А другие, изначально дешевле, на которых экономили в конструкции — звучат хуже. Их цена содержит в себе расходы на рекламу и продвижение, гарантийные ремонты.
Колонки, которые стоят заплаченных за них денег
Несомненно, чтобы купить акустику, которую не придется сразу возвращать или перепродавать позже, нужно знать на что она способна в Вашем тракте. Ведь как она играет в чужом Вам все равно. Вот только для того, чтобы попробовать подобающую акустику, нужно сузить круг потенциальных кандидатов. Невозможно прослушать у себя дома сотни моделей акустики от десятков брендов.
Но, если у кого-то эта акустика звучит хорошо, шансы на то, что она Вам подойдет гораздо выше. Хоть и не 100%. Вот краткий перечень тех стереопар колонок, которые запомнились мне тем, что честно отрабатывают каждый вложенный в них доллар. Именно такие у меня были или я хотел бы их приобрести. Располагаются по возрастанию цены от производителя.
Как определить качество звука колонок без прослушивания
Можно найти сервис мануалы на конкретную модель колонки, узнать ее конструкцию, типы динамиков и разделительных фильтров. Пойти путем технически подкованного детектива. Но, не всегда можно найти нужную информацию. Особенно о системных дефектах интересующей акустики. Какой производитель тебе в открытом доступе выложит информацию о бракованной партии разъемов, тонкой внутренней проводке, недостаточной емкости катушки разделительного фильтра?
А можно принять на веру информацию других, незаинтересованных в сбыте этой модели людей: покупателей, инженеров-ремонтников, менеджеров по продажам. Причем как хвалить без оснований, так и ругать нет смысла. Обман слишком быстро вскроется.
С большой долей вероятности, акустика, которую многие ругают — не заиграет качественно в Вашей системе. А та что хвалят, должна быть для Вас в приоритете на прослушивание в домашней системе.
Отсутствие входных разъемов — признак плохой акустики
Хорошая акустика должна использовать входные разъмы. Лучше, если входные разъемы позолочены. Это улучшает контакт с колоночным кабелем или разъемом на нем. Такие входные разъемы — универсальны. Их удобно можно использовать с штекером типа «банан», «лопатка». А можно и с двухпроводным колоночным кабелем.
Если производитель экономит на входных разъемах — это верный признак еще большей экономии на качестве конструкции корпуса колонки ли ее внутренней схемы, проводов разводки между деталями. И, просто неудобно при подключении, не дает реализовать более качественный колоночный кабель.
Мой опыт прослушивания акустики
Колонки, которые я лично использовал или достаточно долго прослушивал, чтобы дать совет.
Рекомендую к покупке
Yamaha NS-300
По настоящему бюджетные колонки. Утонченные, классические как по конструкции, так и по технологии изготовления. Понятно, что за их цену есть недостатки, но цена их перебивает. Выгодное вложение для меломанов. Аудиофилы пройдут мимо, конечно.
Диффузор красивого перламутрового цвета из-за содержания 30% белой слюды. Точнее этот конус динамиков из PMD (слюдяная диафрагма, укрепленная полимером). Это позволяет обеспечить идеальные характеристики при легком весе и высокой жесткости.
30-миллиметровый высокочастотный излучатель (пищалка) из неокрашенного шелка. Классическое техническое решение.
Акустика Yamaha NS-300 имеет более нейтральный тембральный баланс, неплохую микродинамику. Небольшой недостаток басов, не недостаток, а, скорее преимущество.
Себе я их не покупал — на тот момент уже перерос их уровень. Но, очень долго слушал в магазине, работал с ними постоянно. Отличная бюджетная акустика. На мой взгляд, уровнем чуть выше продававшихся в тот же период (2002-2010 года) более массово monitor Audio Sirver RS6.
Акустические системы Yamaha NS-300 отыграют свою цену
Кстати, эта акустика продается компанией Yamaha достаточно долгий период времени. Начальная рекомендованная цена в 1999 году — Косвенно, это говорит о ее удачности,папдании в свою продажную нишу, отсутствии большого количества дефектов, просчетов в конструкции, схемотехнике разделительных фильтров.
Поверьте, за такую цену сложно найти правильную акустику, пусть и с недостаточной детальностью и кажущимся недостком басов. Обычно, низкобюджетная акустика страдает от недостатков конструкции дешевого корпуса, что приводит к призвукам и паразитным послезвучиям. А маскируется все это искусственным подъмом басов, чтобы содать впечатление смачного, драйвового звука.
Много неправильного баса — глушит высокие частоты
Маркетологи убедили покупателей, что глубокий бас — один из признаков правильного Hi-Fi. А на деле увеличение баса, относительно исходного музыкального материала — вредно! Подъем низкочастотных сигналов маскирует ритмическую и самую информативную составляющую на средних частотах. И полностью скрывает относительно слабо воспринимающиеся высокие частоты. Именно поэтому неопытные меломаны выкручивают на полную басы и высокие. Избыток баса глушит тембральные оттенки голосов, инструменты перкуссии. Звучание становится глухим и замедленным. После этого — уже регулировкой высоких задирают и их вверх.
Маркетологи продвигают басовитые дешевые наушники
Для продажи недорогих наушников, маркетологи заставляют звукоинженеров добавлять им больше басов, чем это необходимо на деле. Из нескольких одинаковых по цене пар наушников, потребитель постоянно выбирает те, где баса больше.
Курьезно другое: в итоге регулярного и ежедневного пребывания в дешевых головных телефонах с неестественным подъмом в области НЧ, слушатель привыкает к такому звуку.
После этого, акустические системы с правильным тональным балансом и более дорогие, даже профессиональные наушники-мониторы покажутся слишком «звенящими», с отсутствующим «правильным басом», очень пронзительными. Ведь они привыкли, когда баса много и он глушит высокие частоты, маскирует средние.
Напольные колонки Mission Volare V63
Напольные колонки Mission Volare V63 — победитель конкурса EISA 2003-2004 в категории «акустические системы». А это, ни много, ни мало — больше 30 самостоятельных изданий Европы в области аудио-видео техники.
Конструкция колонок Mission Volare V63
Корпус (кабинет) колонок Mission Volare V63 и изготовлен из MDF, имеющего разносторонние векторы сопротивления звуковым волнам. Боковые и задние стенки колонки толщиной 25 мм. А лицевые панели имеют двойную толщину 38 мм. Антидифракционная форма переднего фасада с закруглениями создает впечатление монолитного дизайна. Двухполосная акустическая система построена по схеме симметричной схемы d’Appolito.
Материал излучателей НЧ/СЧ-драйверов выглядит как классическая бумага, но на самом деле это брендовый Paramid. Парамид состоит из целлюлозной массы, усиленной синтетическими волокнами. ВЧ-динамик с шелковым куполом диаметром 25 мм работает на неодимовом магните; звуковая катушка погружена в магнитную жидкость. Панели корпуса покрыты натуральным деревянным шпоном, поверхность которого покрыта тонким слоем матового лака.
Акустика Mission V63 сочетает в себе основные требования грамотного аудиофила. Четкий тональный баланс, спектральная и динамическая полнота звуковых образов. А еще — одно из главных для колонок верхнего бюджетного уровня: высокая детальность звучания и весомый запас мощности наряду с минимальными искажениями корпуса.
Колонки Mission V63 — редкий пример системы, которая настолько последовательно отстаивает классические аудиофильские ценности.
Точно воссоздается атмосфера как больших, так и малых концертных залов, а также акустически «мертвых» звукозаписывающих студий. Двухполосная пара имеет очень адекватные, достаточно глубокие басы, но не без некоторой величественности. Пара универсальна не только благодаря разнообразию музыкальных форм — размеры комнаты для прослушивания не очень важны для ее звукового образа. Идеальный домашний театр возникнет из компонентов серии Volare. Доволен будет даже завзятый аудиофил.
Не рекомендую покупать
Мой личный опыт поможет кому-то спасти потраченные деньги или время.
Не рекомендую покупать недорогую акустику нижеследующих брендов:
- низкобюджетную акустику Elac (просто дешевый хлам);
- компьютерные колнки BBK годятся только как компьютерные колонки, не для Hi-fi$
- низкобюджетную акустику Wharfedale (более дорогую можно слушать, но именно в своем звуковом тракте, не в магазине или шоуруме).
А ниже перечень колонок с которыми я сталкивался лично: достаточно серьезно прослушивал, тестировал. Или даже имел в личном владении.
Пользовался — не рекомендую
Нижеперечисленные колонки стояли у меня дома длительное время. Я смог сделать однозначные выводы. Лично я приобретать данную акустику для себя больше не буду. Даже насчет покупки с целью перепродажи серьезно подумаю. Стоит ли оставлять покупателя неудовлетворенным покупкой, ради сомнительной прибыли.
Акустика Sansui S-65
Послезвучия и паразитных искажений у них полно. Из-за тонкого корпуса из ДСП и недостатка распорок и набивки внутри. Были у меня такие колонки. Просто пройденный этап и никакой ностальгии. Звучат лучше,разве что по сравнению, с советской акустикой.
На самом деле, это были не настоящие японские колонки Sansui, а лицензионная удешевленная копия с тех, что получше: SANSUI S-5010. Выпускались в Индии, откуда и попадали в СССР. Тоже из ДСП, но потоньше и динамики не из рисовой бумаги, а из обычной.
Акустика Sansui S-65 подгадила мне
Хуже другое, в период пользования акустикой Sansui S-65 я купил топовый проигрыватель Pioneer PD-S901. Купил недешево, за 550 долларов при его цене нового в $750. Вез поездом из Москвы вместе с компакт-дисками и блоками кассет. Нелегкая была поездка.
А по приезду был полностью разочарован его звучанием. То, что призвук на высоких частотах был виной фирменной системы улучшения звука Legato Link Conversion — одна история.
Смог ли раскрыть звук Pioneer PD-S901?
А вот вины этой недостаточно качественной акустики Sansui S-65 все равно не снять. Возможно, этот дорогой проигрыватель мог бы лучше раскрыть свои возможности звучания на более качественных колонках. Ему просто не хватило их класса? Я предпочел бы полностью знать правду о возможностях CD-проигрывателя Pioneer PD-S901 в максимально качественном тракте.
Тогда, если бы его звучание было качественным, хоть и с призвуком на высоких частотах, я бы смог его слушать более длительное время. или даже оставить насовсем, пусть и в паре сдругим аппаратом.
А мне пришлось продавать CD-проигрыватель Pioneer PD-S901 за бесценок. А как удачно продать дорогостоящий аппарат с посредственным звучанием и призвуком на высоких частотах? Другое дело — продемонстрировать открытое, чисто звучание. Пусть и особенностью звуковоспроизведения, которая не неисправность, а «фирменное звучание».
Надеюсь, мои рекомендации Вам помогут в выборе акустики для воспроизведения музыки и / или озвучивания домашнего кинотеатра. Послушайтесь хороших советов, чтобы не пришлось мучаться как я.
Размещайте вопросы и дополнения в комментариях.
Поделитесь нашей статьей в соцсети!