Магнитофонная кассета могла бы показаться артефактом из прошлого, позабытым временем и устаревшей технологией. Но под покровом скрежета и шума эти небольшие магнитные ленты удерживают нечто большее — они удерживают в себе частицу истории, культуры и инженерного мастерства.
Усталость от цифрового звука
В мире современных аудио-технологий музыкальный контент легко доступен в цифровом формате. Музыкальное произведение, записанное на звуковом CD (компакт-диск) практически неотличимо от того же, вомпроизводимого с компьютера на современной звуковой карте в HiRes формате.
Очень немногим дано услышать отличия качественного звучания любимой песни от его losless (сжатие без потерь) варианта. А дешевая аппаратура, нацеленная на массового потребителя не позволяет понять их преимущества над изначально ущербным MP3.
Магнитофонная кассета живет
Магнитофонная кассета — гораздо больше, чем просто носитель звука. Она представляет собой уникальное сочетание технической совершенности и художественной формы, сотканное вместе в единое произведение искусства, воплощающее в себе дух своего времени. Вспомните, сколько переживаний было связано с перемоткой кассеты на карандаше, чтобы сохранить заряд батареек? А насколько проникающей становилась любимая мелодия, избавленная от назойливого скрипа советской МК-60-5.
В этой статье мы погрузимся в мир Магнитофонных кассет, чтобы расшифровать их загадочную сущность и понять, почему они продолжают вдохновлять миллионы аудиофилов и меломанов по всему миру.
Устройство аудиокассеты для магнитофона
Аудиокассета (или кассета) для магнитофона — это механическое устройство из нескольких обязательных частей стандартного размера 10 * 6,4 * 1,2 сантиметров. Аудиокассета величиной в ладонь предложена в 1963 году корпорацией Philips как носитель для записи и воспроизведения звука с магнитной ленты на переносных кассетных магнитофонах.
Компакт-кассета: схема расположения деталей
Магнитофонная кассета (компакт-кассета) состоит из двух симметричных частей,. Они удерживают в себе магнитную пленку и катушки для ее намотки. Еще есть детали, обеспечивающие беспрепятственное перемещение магнитной ленты вдоль магнитной головки магнитофона.
Полный список деталей аудиокассеты:
Жирным указаны те детали, без которых не обойтись
- Корпус
- Магнитная лента (ракордная лента с датчиком автостопа и слоем для очистки головок)
- Подающая и приемная катушки (бобышки)
- Направляющие ролики (неподвижные штырьки)
- Магнитный экран
- Прижимная фетровая подушка
- Отверстия под штифты и тонвалы (антирезонансная вставка)
- Язычок защиты записи
- Индикатор типа ленты
- Окошко остатка ленты
- Отверстия под подающий и приемный подкассетники
- Уменьшающие трение прокладки между катушками и корпусом кассеты
Реальная магнитофонная аудиокассета
А вот как реально выглядит устройство качественной аудиокассеты изнутри:
Звуковые параметры компакт-кассеты
Магнитофонная аудиокассета изначально была нацелена на нишу переносных магнитофонов. Скорость протяжки магнитной ленты 4,76 см/с. была вдвое, даже вчетверо меньше, чем на бобинных магнитофонах (9,53 см/с и 19 см/с.). А профессиональные студийные бобинники Studer, Ampex предлагали даже 38 см/с.
Естественно, первые кассетные магнитофоны записывали на кассету с таким низким качеством, что его принимали только из расчета удобства мобильности: репортеры, журналисты, криминалисты.
Все изменилось десять лет спустя: научно-производственная компания Nakamichi в 1972 выпустила легендарную кассетную деку Nakamichi Dragon. Несколько революционных усовершенствовований позволили получить от кассетной деки звук, сравнимый со звуком бобинных магнитофонов. Дальше полезные усовершенствования пошли косяком.
Максимально достигнутые параметры записи на аудиокассетах были вполне достаточны даже для предвзятых слушателей:
- Диапазон воспроизводимых частот 18 Гц — 22 000 Гц ± 3 дБ (сравнимо с бобинными магнитофонами)
- Средневзвешенный коэффициент детонации лентопротяжного механизма: 0,04%
Разделение между стереоканалами: 37 дБ (сравнимо с виниловыми проигрывателями).
Аудио компакт-кассеты с улучшенной пленкой
Через восемь лет после появления первой аудиокассеты с магнитной пленкой на основе оксида железа, в 1971 году появились улучшенные кассеты. Концерн BASF предложил новый тип кассет на пленке с улучшенной отдачей на высоких частотах и более низким соотношением сигнал шум.
Еще через полтора года (1973), Sony разработала двусоставную магнитную ленту для компакт-кассет, открыв новый тип: IEC Type III.
А еще через шесть лет, в 1979 американская химическая компания 3M под торговой маркой Scotch Metafine представила пленку для кассет IEC Type IV с напылением на нее металлического слоя.
С тех пор, кассеты делятся на 4 класса по типу пленки, вставленной в их корпус производителем.
Деление кассет на 4 типа по лентам
Магнитные ленты в магнитофонных кассетах обычно делятся на четыре основных типа в зависимости от состава ферромагнитного рабочего слоя:
- Тип I, порошок из оксида железа
(Position • IEC Type I • Normal Bias (Fe2O3,), 120 µs Equalization) - Тип II, порошок из оксида хрома
(Position • IEC Type II • High Bias (CrO2), 70 µs Equalization) - Тип III, порошок из хрома, покрытого оксидом железа
(Position • IEC Type III • Normal Bias (Fe-Cr), 120 µs Equalization) - Тип IV, металлический порошок
(Position • IEC Type IV • Metal Position, 50 / 70 µs Equalization)
Выемки в корпусе кассеты по типу пленки
Первые модели кассетных дек после появления пленки IEC Type II использовали переключатели типа пленки как маркетинговый повод для улучшения продаж. Вот, мол: наша кассетная дека — продвинутая! И кассеты лучше качеством у нас покупайте. Позже, оказалось, что переключатель… забывают переключать. Особенно при записи, что печально ухудшало звук получаемой фонограммы.
Тогда неутомимые инженеры придумали специальные выемки в корпусе кассеты. Расположенные в нужном месте, прямоугольные отверстия автоматически давали магнитофону понять какого типа пленка в кассете.
Что такое эпитаксиальный слой магнитной ленты?
Процесс эпитаксиального напыления позволяет создать тонкий слой специфического магнитного материала. Измененные ионы кобальта во внешней кристаллической структуре — более качественный аналог диоксида хрома. Такой магнитный слой имеет высокую коэрцитивную силу.
Магнитная лента с эпитаксиальным напылением лучше сохраняет магнитную информацию, записанную на ленте. Кассета с магнитным эпитаксиальным покрытием имеет более четкое и высококачественное звучание как при записи, так и воспроизведении.
Металлические и хромовые ленты с эпитаксиальным покрытием были популярны для использования качественных кассетных деках. Даже несмотря на более дорогую цену. Такие ленты обычно имеют выдающееся характеристики записи и воспроизведения, даже для пленок IEC Type II и IV, что привлекало аудиофилов и профессиональные записывающие студии.
Чем отличаются разные типы магнитных лент в записи?
Кардинально разнится в кассетах с пленкой разных типов способность магнитной ленты к намагничиванию и удержанию записанного. Коэрцитивная сила, измеряется в оэрстедах, Oe или ампер-метрах, A/m. Даже в пределах одного типа лент, способность лент сохранить записанное отличается у разных компаний производителей, часто даже в разных партиях пленки. Недаром, легендарная корпорация Nakamichi выкупала для своих кассет у TDK пленку, нарезанную из центра рулонов.
Как влияет регулировка подмагничивания на звук
Еще больше усложняет ситуацию пришедшее в кассетные деки революционное усовершенствование — регулировка тока подмагничивания. Она используется только в кассетных деках и рофессиональных репортерских рекордерах. Эта дорогостоящая инновация при правильных настройках позволяет максимально выжать возможности любой магнитной ленты, помещенной производителем в аудиокассету.
Тесты и сравнения магнитофонных кассет показывают различия параметров конкретных магнитных лент. Но фундаментальные сходства между магнитофонными кассетами заслуживают еще большего внимания. Они позволяюь понять законы роста отдельных магнитных «деревьев» в «лесу» предложений различных моделей магнитофонных кассет сотен производителей.
Более подробно об очень важной для качества звука, извлекаемого с записанных на качественных кассетных деках регулировке подмагничивания (BIAS) в другой нашей статье для аудиофилов. «Подмагничивание: ручка наслаждения аудиофильским звуком«.
Улучшения механизма магнитофонных кассет
Некоторые производители кассетных дек в погоне за бескомпромиссным звуком даже выпускали собственные магнитофонные кассеты. Например, Nakamichi настолько ценила свое первое место среди других производителей кассетных дек, что стала выпускать свои кассеты. Правда их для нее делала под заказ TDK, но параметры таких кассет были реально лучшими. Для этого использовалась пленка с самым равномерным поливом, вырезанная изнутри огромных рулонов.
Для улучшения безостановочного вращения пленки внутри магнитофонной кассеты конструкторы придумали много улучшений ее корпуса. Большинство из мелких и недорогих использовали многие производители магнитофонных кассет: TDK, Maxell, BASF, Denon.
Керамические вставки
Две круглые керамические вставки в корпусе магнитофонной кассеты, показанные на фото ниже, обычно выполняли следующие функции: уменьшение вибраций при помощи амортизации, отделение магнитной ленты от других компонентов кассеты, укрепление конструкции.
Керамические вставки помогали амортизировать вибрации внутри кассеты. Это улучшало качество звука, избавляло от дрожание ленты и головки во время записи и воспроизведения. Также, керамические вставки использовались для отделения движущейся магнитной ленты от других компонентов внутри корпуса кассеты. Это предотвращало от случайных контактов с элементами кассеты. Те, могли вызвать повреждение ленты или искажения звука из-за намагниченности.
Укрепление корпуса кассеты керамическими вставками делает его более прочным (ригидным) и стойким к внешним силам: удары или давление.
Металлический корпус
А некоторые улучшения были настолько дорогие, что так и остались экзотикой. Они сегодня радуют только редких коллекционеров или фанатов аудиофильского звука с кассетных дек. Такие дорогостоящие улучшения внедряли фирмы TASCAM, TEAC.
Конструкция подобного механизма металлической кассеты — редкое и уникальное достижение в технологии изготовления магнитофонных кассет. Основная рама корпуса — сплав из одного куска, закрепленный между прозрачными, твердыми пластиковыми пластинами. Вся конструкция закреплена шестью двойными резьбовыми винтами, затянутыми компьютером с точным момента натяжения.
Прозрачные окошки максимального размера помогают наблюдать за магическим движением магнитной ленты. Кассеты компании Tokyo Denki Kagaku (TDK) MA-R90 (Made In Japan) имеют сплавной металлический каркас и толстую пластиковую переднюю крышку. думаю понятно, что лента в этой дорогостоящей компакт-кассете тоже металлическая, тип IV?
Не многие знают, но в ССР выпускали точную копию такой аудио кассеты. Она шла в комплекте к кассетному магнитофону Маяк-231. Мне в 80-годы досталась, кажется с Маяк-232.
Советские инженеры понимали, что качество звука в кассетной деке напрямую зависит от прочности корпуса кассеты. Чем крепче корпус кассеты — тем меньше детонационные искажения.
Зачем «бобинки» внутри кассеты?
Кроме эстетического чувства созерцания крутящихся бобинок внутри кассеты, у них есть и более практичная роль. Качество воспроизведения фонограммы в кассетных магнитофонах напрямую зависит от непрерывности протяжки магнитофонной ленты мимо головки с постоянной скоростью.
Бобинки (катушки, reels)позволяют стабилизировать качество намотки пленки внутри кассеты и устранить ее проблемное трение о внутренние стенки корпуса кассеты.
Как выбрать тип ленты в кассете под запись
Выбор типа магнитной ленты зависит от ваших потребностей и желаемого качества звука. Metal-ленты обычно используются для критических аудиозаписей, в то время как ферритовые и хромовые ленты могут быть подходящими для обыденных записей.
Более подробно о выборе типа магнитной ленты в аудио кассете, который может сильно сказаться на качестве звука из нее читайте в нашей статье «Магнитная лента: секреты кассетной пленки«.
Какие б.у. кассеты покупать сегодня?
Из бывших в употреблении дешевых кассет повседневного использования (Normal Bias, IEC Type I) неоспоримый лидер всех времен и народов — TDK D 90. TDK и Maxell — два крупных производителя аудиокассет, захватившие рынок после бума кассетных дек в 1975, бумбоксов и кассетных плейеров в 1980-х.
TDK смогла обеспечить стабильность показателей своих кассет модели D 90 на протяжении десятков лет. На фоне недорогой цены аудиокассета TDK D 90 имеет лучшее соотношение цена / качество. Небольшой завал на высоких частотах легко корректируется регулировкой подмагничивания.
Кассеты среднего класса, предназначенные для записи музыки имеют сразу двух лидеров:
TDK SA 90 и BASF Reference Maxima TP II 90.
Первая выигрывает за счет тех же параметров: стабильность параметров с годами отлаженного производства при относительно низкой цене. Вторая: имеет эталонные параметры воспроизведения, самый низкий коэффициент шума и низкую детонацию. В ней применен корпус с подавлением колебаний и прецизионный механизм лентоукладки.
Смогли почерпнуть для себя что-то интересное? Поделитесь нашей статьей!
Правда в ней мы не касались особенностей магнитной ленты внутри аудио кассеты, на которой записан звук.
Поделитесь в соцсети нашей статьей об музыкальных аудио кассетах. Сегодня купить магнитофонные кассеты можно на сервисах бесплатных объявлений или специализированных аудио-ресурсах.