Лучшая кассетная дека не фетиш. Множество людей не заморачивается на деньгах, они просто хотят иметь лучшее. Какая же кассетная дека лучшая в мире? Это легко определить, ведь новые кассетные магнитофоны не выпускаются уже пятнадцать лет. Какие же кассетные деки (винтажная аудиотехника на сегодня) могут считаться лучшими. или такая всего одна в мире?
Как определить лучшую кассетную деку?
Сегодня качественная кассетная дека не просто приятно оживит Вашу дорогостоящую аудио-видео систему. Для многих, кассетная дека, записывающая старые виниловые пластинки — теплая отдушина. В нашем холодном, безжалостном мире зеркальных цифровых копий.
Справедливая система оценки лучших кассетных дек
Критериев для оценки кассетных дек можно предложить несколько. По любому из них будет слишком много споров, особенно в субъективной оценке. Общая сумма набранных баллов и определит лучшую касетную деку в мире. Сначала я хотел ввести взвешенные параметры, где одни важнее других, например звучание.
Но, параметров достаточно, чтобы вывести реально усредненную, непредвзятую оценку. 10 баллов * 15 параметров. Максимальная оценка — 150 баллов. Чем больше параметров, тем справедливее конечная оценка.
Не было смысла включать обычную цену. Обычно, она влияет на общую оценку обратно пропорционально. Выше цена — хуже оценка. Самая дорогая цена автоматически уменьшит оценку. Но, ведь дорогой аппарат не только плохо, эта дороговизна взята не с потолка, а из цены качественных деталей и надежной конструкции.
Важнейшие критерии оценки кассетных дек:
Какая модель лучшая кассетная дека в мире? Согласитесь, слишком много в мире тех, кто говорит: Nakamichi лучше всех! Вот мы и узнаем, правда ли это или дутая репутация.
- Звучание. Естественно, звук оценивается в первую очередь. Ведь ради этого и покупаются магнитофоны, вообще. Слушать именно то, что захотел записать на них хозяин.
- Запись. Качество записи определяет и то, что впоследствии будет слушаться. Плохая запись напрочь испортит воспроизведение. Многим запись нужна как способ сохранить редкие, коллекционные пластинки. А некоторым — отдать друзьям или продать.
- Популярность. Оценивается просто и непредвзято, на основании количества ссылок в Google.com
- Субъективная оценка кассетной деки пользователями. По отзывам на форумах вида «Nakamichi Dragon VS Aiwa Excelia».
- Оценка кассетной деки профессионалами. Отзывы звукоинженеров о звуке, мастеров по ремонту о конструкции.
- Надежность. Какой смысл в магнитофоне, который ломается чаще, чем играет?
- Технические параметры. Естественно, кассетная дека с лучшими параметрами, более достойна. Хотя давно доказано, что звучание может быть лучше у тех аппаратов, которые не блещут цифрами в проспектах.
- Функциональная оснащенность. Удобные для пользователя фенкции, облегчающие ежедневное пользование аппаратом.
- Технические решения. Многие кассетные деки совершили революцию именно из-за революционных решений в их конструкции.
- Коллекционная ценность. Многие готовы держать даже неисправный аппарат, который имеется только у них.
- Репутация компании. Место и роль фирмы-производителя в массовом производстве кассетных дек.
- Вес. Недооцененный параметр, косвенно положительно указывающий на качество и надежность кассетной деки.
- Дизайн. Согласитесь, нет смысла держать дома уродливую какашку, купленную задорого. А вот красивый аппарат не только споет, но и глаз порадует, подмаргивая огонечками в полумраке.
- Соотношение сегодняшняя / начальная цена. Достаточно справедливая оценка кассетной деки. Усреднено.
- Количество лет выпуска. Популярные и легендарные модели выпускались относительно долго.
Готовность заплатить за качество
Сегодняшняя средняя цена поделенная на цену в год выпуска даст нам истинную ценность кассетной деки спустя десятки лет. Никто не заплатит дорого за то, что ничего не стоит. Но, изначально более дорогие деки качественные по конструкции, в них вложено больше.
Естественно, что за изначально более дорогую кассетную деку покупатель готов заплатить больше. Но, насколько готов покупатель сегодня платить дорого за то, что сегодня уже не массовый продукт?
Кандидаты на звание лучшей деки в мире
Просто предварительный отбор. Который оказался не таким и простым. В чем же?
С одной стороны, слишком много дек от одного производителя. И они достойны рассмотрения звания лучшей в мире кассетной деки. Естественно, это Nakamichi. У этой фирмы, как минимум, 3, если не 5 кандидатов: Nakamichi 1000 ZXL, Nakamichi 1000ZXL Limited, Nakamichi Dragon, Nakamichi ZX-7, Nakamichi ZX-9.
Не превратится ли отбор в игру на одном поле? Может ли лучшая кассетная дека в мире быть выбрана объективно? С другой стороны, есть модели, которые хороши, даже легендарные. Но, на звание лучшей в мире деки они претендуют с натяжкой. Но ведь нет смысла в выборе заведомо известного кандидата?
Таким например, можно считать одну из лучших моделей JVC / Victor Company.
30 Лучших в мире кассетных дек
Приведены в алфавитном порядке по названию модели. Для исключения предвзятости.
- 1000ZXL / 1000ZXL Limited, Nakamichi
- A710, Studer / B710, Revox
- A721, Studer / B215, Revox
- AL-90, Alpine
- Compudeck SD 9000 DBX, Marantz
- CT-95, Pioneer
- CT-A9, Pioneer
- CT-A1, Pioneer / 7000, Phase Linear
- CT-F1250, Pioneer
- Dragon, Nakamichi
- DR-F8, Denon
- DR-M4, Denon
- DRS-810, Denon
- Excelia XK-009, Aiwa
- FL-1000, Eumig
- GX-9, Akai
- GX-95, Akai
- GXC-570D, Akai
- K-05, Luxman
- PC 650, Thorens
- SD 1010, Marantz
- TCD 3014 A / TCD 910, Tandberg
- TC-K777ES, Sony
- TC-KA7ES, Sony
- TD-20A, Tandberg
- TD-V721, JVC / TD-V1010, Victor
- XK-S9000, Aiwa
- Z-7000, Teac
- ZX-7, Nakamichi
- ZX-9, Nakamichi
Итак, кандидаты отобраны, взяты «с запасом», возможно будут сюрпризы при подсчете. Ниже, кратко перечислим и приведем фото всех. А подробнее расскажем о кассетных деках из пятерки лучших.
Оценка звучания кассетных дек
Давайте просто признаем: НЕВОЗМОЖНО сравнить звучание всех этих кассетных дек. И этому есть ряд объективных и субъективных факторов.
Объективные факторы, мешающие сравнению дек:
Ни у кого нет одновременно всех 30 кассетных дек из нашего списка, чтобы сравнить их очно:
Слепой тест наиболее точное сравнение
Самое достоверное сравнение: «слепой тест», когда группа слушателей высказывается о звуке на одном и том же музыкальном произведении после многократного переключения с одного источника на другой. Не зная, какой именно он слышит. Только «нравится», «не нравится».
Влияние тракта прослушивания на сравнение дек
Тракт прослушивания, это — путь который проходит звук. От носителя: кассета, к источнику (кассетная дека) через межблочный кабель, сетевые кабели, усилитель, колоночные кабели к колонкам и даже акустике помещения и его обесшумке.
Звуковой тракт прослушивания никогда не будет идеальным. Всегда найдется кассетная дека модели, больше подходящая под этот тракт, звучащая лучше именно с ним. И, наоборот.
Подбор материала для сравнения касссетных дек
Различный музыкальный материал для прослушивания (классика, джаз, рок, электронная музыка, вокал, фортепиано, смычковые инструменты) приводит к объективно лучшему звучанию разных моделей на разных отрывках. Разные АЧХ (амплитудно-частоные характеристики) и детонация лентопротяжного тракта не дадут возможность однозначно выявить победителя. На разных музыкальных материалах лидеры будут разными.
Выбор кассеты для определения лучшей кассетной деки.
Записанная на одной кассетной деке кассета, практически всегда лучше звучит на ней же. Поэтому при сравнении на каждой кассетной деке будет воспроизводиться записанная на ней же кассета.
А многие кассетные деки изначально настраивались на заводе под определенную модель кассет. Часто это делалось для сопутствующих продаж своих же кассет (Sony, JVC). Любая кассетная дека при заводской настройке использовала какую-то кассету. И у всех моделей кассет она была разной. Не окажется ли, что лучшая кассетная дека в мире выбрана, благодаря качествам самой популярной модели кассеты?
Более того, все эти кассетные деки прожили долгую жизнь, были заново отрегулированы, в них перепаяли усохшие от времени конденсаторы, возможно, производили ремонт, замену пассиков, айдлера, тонвала и т.д. И новая настройка производилась явно не на исходной заводской тестовой кассете. А купленной, записанной на абсолютно другой пленке, другом магнитофоне.
Субъективные факторы, мешающие сравнению кассетных дек:
- точно такая же ситуация со слушателями, как и с трактом: личный опыт, привычки прослушивания, отношение к музыкальному материалу. Результат: необъективное сравнение кассетных дек;
- личное препочтение слушателя к брендам и конкретным моделям;
- длительное прослушивание ведет к усталости, модели прослушанные в более удачное время будут оценены как более качественно звучащие.
Предлагаю просто признать, что все эти замечательные (без преувеличения), лучшие кассетные деки в мире отлично звучат. Логично, они же отобраны массой слушателей как лучшие кассетные деки в мире! Значит, звучат на 5 баллов из 5. И никого в лучшую сторону выделять не будем. Ведь «на вкус и цвет»…
А вот в худшую — снизим балл. Особенно, если многие отмечают однотипные проблемы со звуком. Например: неровный тональный баланс, задранные отдельные области дипазона слышимого человеком звука для «музыкальности» и т.д.
Балл за звучание снижен у:
- -1 балл у Tandberg TCD-3014 A по результатам теста 5 кассетных дек, претендентов на звание «Лучшая кассетная дека в мире» (Stereo Review, Март 1988г.).
Оценка записи лучших кассетных дек
Ситуация сравнима с оценкой воспроизведения. Но, в этом случае результаты будут более разнородными. Не секрет, что разница в записи у разных моделей кассетных дек такова, что часто аудиофилы используют сразу две кассетных деки. Одну для воспроизведения, другую для записи.
Влияние на запись лентопротяжного механизма
Почему так? Двухвальная система лентопротяжного механизма, прямой привод мотора тонвала, системы стабилизации вращения и крепления кассеты. Очень много систем уменьшающих детонацию движения пленки, относительно головок. И очень много разных головок.
В результате, лучше записывает кассетная дека, имеющая три головки (в ней отдельная мощная головка, надежно прописывающая даже низкокачественные кассеты). Также, лучше записывает дека с лентопротяжным трактом с низкой детонацией. Лучше записывает кассетная дека с системой двух вращающихся тонвалов, натягивающая пленку для плотного прилегания к головке.
А еще лучше — убирающая ненадежную прижимную подушку самой кассеты, которая прижимает, но и неравномерно тормозит. Именно такой должна быть лучшая кассетная дека в мире.
Влияние на запись лентоопротяжного механизма
Очень сильно влияет на запись частота и уровень подмагничивания. Они увеличивают отдачу на разных частотах. Ругулировка BIAS (уровень помагничивания) — одна из важнейших фукций качественной, тем более легендарной лучшей кассетной деки в мире.
Не стоит забывать, что регулировка подмагничивания влияет и на уровень искажений при записи. Увеличение отдачи не может быть безболезненным. Если не помогает личный опыт регулировки — поможет автоматическая настройка уровня подмагничивания. К сожалению, не все такие системы безгрешные. Одной из самых правильных, прописывающих тестовый участок кассеты за 6 секунд считают реализованную в топовых кассетных деках от Denon.
Итоговые оценки лучших кассетных дек по записи
Естественно, набор всего вышеперечисленного только улучшит качество записи на любой кассете.
Предлагаю считать все из лучших кассетных дек в нашем списке получившими 4 балла из 5 за критерий запись. Если… у них 3 головки и 2 тонвала. Те, у кого головок 2 и / или 1 тонвал, получат снижение оценки за запись до 3. Те, у кого дополнительно имеются системы улучшения записи, получат 5 баллов.
Технические характеристики лучших дек в мире
Здесь относительно легко. Для сравнения берем три относительно важных и объективно замеряемых параметра. Первым, конечно диапазон воспроизводимых кассетной декой звуковых частот. Вторым, средневзвешенный коэффициент детонации лентопротяжного механизма. Он сильно влияет на качество музыки, малейшие отклонения приводят к «плаванию звука». И третьим соотношение сигнал / шум с самым лучшим имеющимся на борту шумоподавителем.
С одной стороны, не нужно ничего замерять, только сравнить. С другой, данные в паспортах аппаратов часто не соответствуют истине. Даже не потому, что фирма их преукрашивает. Лучшие кассетные деки в мире настолько хороши, что не каждый прибор позволяет замерить некоторые параметры.
Так, например обозреватели аудиожурнала Stereo Review в своих обзорах четыре года подряд замеряли коэффициент детонации разных лучших кассетных дек. Целью было сравнение с абсолютным лидером на 1985-1988 года — конечно, Nakamichi Dragon. В итоге, на равных с лидером оказался ReVox B215 (Studer A721).
Механизм начисления баллов за технические характеристики
Баллы за технические параметры участникам топа «Самые лучшие кассетные деки в мире» начисляется так (суммируются, не больше 5):
- +1 балл тем кассетным декам, которые способны возпроизвести частотный диапазон 20 Гц-20кГц ±3dB на пленке IEC Type I;
- +1 балл тем кассетным декам, которые способны возпроизвести частотный диапазон 20 Гц-22кГц ±3dB на пленке IEC Type IV;
- +1 балл тем кассетным декам, средневзвешенный коэффициент детонации лентпротяжного механизма которых меньше 0,035% wrms;
- +1 балл тем кассетным декам, средневзвешенный коэффициент детонации лентпротяжного механизма которых 0,03% wrms и меньше;
- +1 балл тем кассетным декам, соотношение сигнал / шум которых с применением самой эффективной системы шумопонижения -70dB и меньше;
- +1 балл тем кассетным декам, соотношение сигнал / шум которых с применением самой эффективной системы шумопонижения -75dB и меньше.
Лучшие кассетные деки в мире по весу
Здесь все просто. Продвинутым пользователям не буду повторно объяснять значение кассетной деки. Его положителного влияния на надежность конструкции, экранирование, демпфирование, качество узлов лентопротяжного механизма.
В среднем, бюджетная кассетная дека весит до 4,5 — 5,5 килограмм. Лучшая кассетная дека в мире не может быть построена как бюджетная! Она обязана быть тяжелее. Будем считать легкие кассетные деки «двоечниками», явно экономили на конструкции.
Больше 7 килограмм — 3 балла из пяти, больше 10 — 4, больше 12 — 5 балов из 5.
Nakamichi 1000ZXL — лучшая дека в мире
С выпуском в 1981 модели ZX-7, и в 1982 модели уже третьего поколения — ZX-9 и одновременным выпуском модели второго поколения 1000ZXL развитие кассетной технологии, по существу, исчерпало себя: был достигнут предел по качеству звучания, который и по сей день считается непреодолимым.
ZX-9 по легендам, стоял в студии Nakamichi, на нем создавали тестовые ленты и музыкальные программы. Уникальной особенностью ZX-7 и ее модифицированной модели ZX-9, было наличие трех параллельных блоков калибровки — на каждый тип ленты имелся свой набор регулировочных потенциометров. Все регулировки, включая установку азимута головки (в отличие от моделей 681XZ/682ZX/700ZXE/700ZXL/1000ZXL) оставались полностью ручными.
Характеристики лучшей в мире кассетной деки
Nakamichi 1000ZXL
Представляем вам вершину искусства в мире кассетных дек. Это ограниченная поставка, созданная на основе легендарной модели 1000 ZXL. В каждой детали этой деки используются специально изготовленные и закаленные компоненты. Не говоря уже о роскошных материалах и отделке шасси и маховиков, которые настолько роскошны, что кажется, будто это излишество.
Эта дека — нечто удивительное, настоящий шедевр инженерного искусства, предназначенный для истинных ценителей аудио, аудиофилов и меломанов.
Кассетная дека Nakamichi 1000ZXL: характеристики
Годы выпуска: 1979-1984, цена в год выпуска: 3 800 USD (6 000 USD Золотая)
- Количество головок: 3 (3 Heads);
- Количество тонвалов: 2 (Dual Capstan);
- Коэффициент детонации: 0.04% (Wow & Flutter);
- Коэффициент гармонических искажений: 1% (THD);
- Система шумоподавления: Dolby B;
- Диапазон воспроизводимых частот: 20 Гц — 20 000 Гц ± 0.75 дБ, 18 Гц — 25 000 Гц ± 3 дБ (стандартные условия измерений);
- Соотношение сигнал/шум: 72 дБ (Dolby C на прилагаемой кассете Nakamichi NR-100, ZX);
- Вес: 19.5 кг;
- Аксессуары: Пульт дистанционного управления RM-300.
Механизм кассетной деки Nakamichi 1000ZXL
Механизм этой деки также поражает. Алюминиевое шасси, обладающее отличными амортизационными свойствами по отношению к вибрациям, обработано черным алюмитом для повышения устойчивости к коррозии. Одновременно алюминий усилена, чтобы улучшить поглощение вибраций.
Маховики изготовлены из круглых латунных стержней, что уменьшает плавность и дрожание благодаря большому моменту инерции и высокой точности.
Избыточность технических решений в Nakamichi 1000ZXL
Головка состоит из трех отдельных головок для точной регулировки азимута. К тому же, защитный корпус головки записи и воспроизведения покрыт чистым золотом, что снижает поверхностный ток и внешний шум, улучшая отношение сигнал/шум и снижая модуляцию, вызванную низкочастотными помехами.
Основное шасси, которое является каркасом всего устройства, подвергается обработке черного хроматирования для еще большей устойчивости к коррозии.
Теплоотвод для питания обсыпан золотом на медной пластине с отличной тепловой устойчивостью, сопротивлением контакта и электрическим сопротивлением. Все разъемы цепи также покрыты золотом для значительного улучшения устойчивости к коррозии.
Ждем Ваших комментариев
Внимание: эта страница не окончательна, по итогам Ваших адекватных комментариев она может быть изменена. Высказывайтесь в комментариях, Ваше мнение важно для нас. Это не просто фраза. Несогласны с нашим выбором? А Вы знаете, что за все время существования аудиокассеты, не более 50 кандидатов на звание «лучшая кассетная дека в мире»? И, обычно это число легко сократить до двенадцати, например.
А Вы задумывались, почему в последние годы возник усиленный интерес к обладанию кассетными деками и виниловыми проигрывателями?
Поделитесь нашей статьей в соцсети!
Я бы вообще сделал тест-сравнение Дракона и Revox или Studer при копировании мастер-лент на кассеты.
Да, согласен. Только вот где таких кассетных дек взять для тестов?
Кассетная дека — круто! Но, сегодня кассета годится для воспроизведения, но никак не для записи!
https://youtu.be/NbPGL1gkJcs?si=mWOMSmZKBM8Mz1TF&t=209